Пасха, Господня Пасха!
«Христос воскресе!» — этим радостным приветствием все православные ныне встречают друг друга, и в ответ им несётся — «Воистину, воскресе!».
И сколько же в этом возгласе жизнеутверждающей силы, сколько ликования…!
Поистине, это «Праздник праздников», который свидетельствует о великой любви Божией к человеку, лишившемуся по грехопадении самого источника жизни- богообщения, и потому страждущего, подверженного страстям, телесным недугам и…смерти. И дабы спасти от окончательной гибели человечество, Господь и принёс великую Жертву на Кресте, Своею кровию скрепив союз Бога с человеком и освободив нас от власти греха и смерти. Потому для каждого из нас этот праздник имеет особенный смысл, и год от года замечаешь, как всё больше людей приходят в храм на Пасхальное богослужение, чтобы ощутить свою причастность к Великой Победе Христовой.
Наш храм на Пасху тоже не пустует. В этом году, как и в предыдущем, Пасхальное богослужение совершалось в новом храме. И, как и прежде, храм был полон. Но при этом никто никого не толкал, все старались не нарушить благость молитвы, и даже дети не шумели.
Службу совершали три священника: о. Андрей, о. Александр и о. Рустик, для которого это было первое Пасхальное богослужение в нашем храме.
Служба начинается с полунощницы. Ещё лежит посреди храма плащаница, ещё зрим мы мысленным взором Христа во гробе, ещё созерцаем Его раны, ещё плачем с Пресвятой Богородицей и женами- мироносицами…Но уже среди этого общего плача пробивается луч надежды. Он пронизывает весь канон великой субботы- «Волною морскою…»,-где указываются свидетельства древних пророков- Аввакума, Исаии, Ионы о воскресении мертвых.
И вот, плащаницу заносят в Алтарь. Священнослужители переоблачаются в красные ризы. Храм приходит в движение. Утреня открывается крестным ходом. Это особенный, торжественный момент службы. Повсюду вспыхивают огоньки свечей в руках у богомольцев и все устремляются вслед за клиром. Каждый старается пронести огонёк весь путь, бережно закрывая его от ветра. Так, быть может, холодным предрассветным утром спешили ко гробу Господню жены- мироносицы, и в своих сердцах они тоже несли огонёк: любовь согревала и преодолевала страх смерти, вера и надежда освещали путь. В нашей жизни тоже бывают моменты, когда нас окружает тьма и отовсюду дуют холодные ветра, силясь сбить нас с ног, и только этот огонёк веры и любви, если он горит в сердце, помогает нам выстоять.
Никакие силы зла не смогли удержать Христа во гробе. Он воскрес и победил смерть, совозставил из праха Адама и обновил человеческое естество, открыв для нас путь в жизнь вечную. Прежде Адам стоял пред закрытыми дверями Рая, но теперь они вновь открылись для нас. И потому крестный ход останавливается у закрытых врат храма. Но вот звучит пасхальный тропарь, ночную тишину разбивает громогласное « Христос воскресе!»- и двери храма распахиваются, принимая в своё лоно богомольцев.
Звучит пасхальный канон. Как и все пасхальные песнопения, он пронизан мыслью о величии Божием, о торжестве Жизни над смертью, о всемирной радости. Эту же мысль продолжает и « Слово огласительное на Святую Пасху..» святителя Иоанна Златоустого, которое следует за пасхальным каноном: «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?»- восклицает святитель Иоанн вслед за апостолом. «Воскрес Христос, — и ты низложился; Воскрес Христос, — и пали бесы; Воскрес Христос, — и радуются ангелы; Воскрес Христос, — и водворяется жизнь; Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть».
Многие пасхальные песнопения известны прихожанам, и они с радостью поют вместе с клиром. В третьем часу ночи началась Божественная литургия. Но несмотря на позднее время и наши человеческие немощи, никто не спешил покидать храм. Удивительным на этом богослужении было и то, что впервые Евангелие прозвучало на трёх языках! — греческом, церковнославянском и русском. И в этом можно разглядеть исторический путь духовного развития нашего народа. От Византии (от греков) мы приняли веру православную и священные книги были переведены с греческого на старославянский святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, а затем, в XI в- на церковнославянский, и уже много позже на русский.
Каждый год на Пасху мы слышим праздничное послание Святейшего Патриарха к монашествующим и мирянам. В этот раз послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла зачитал о. Александр. Святейший призвал всех на деле , своей жизнью засвидетельствовать верность Христу и божественной истине: смерть- не конец бытия, а лишь переход в жизнь вечную. И тогда главной ценностью человеческого бытия является жизнь во Христе, а не ложные, навязываемые нам ценности земные — комфорт, успешность и долголетие.
Господь щедро подаёт нам Свою благодать через церковные Таинства. И самое великое и непостижимое из них- таинство Евхаристии. Потому в эту ночь, как и в Великий четверг, в нашем храме многие причащались.
В эту пасхальную ночь радуется вместе с человеком и вся природа. На всё изливается благословение Божие. И только на пасхальной службе совершается освящение артоса(по-гречески квасной хлеб) означающего общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфору всецелую. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами.
Ну и, пожалуй, один из самых радостных (и оживлённых) моментов службы- освящение куличей и яиц. Многие постарались и сами напекли домашних куличей, чтобы вложить в них и своё тепло. И теперь нарядные куличики выглядывали из лукошек и корзинок, ожидая времени освящения. Церковная традиция окрашивать на Пасху яйца в красный цвет появилась в память о том, как, по преданию, яйцо в руках у Марии Магдалины , поднесённое римскому императору Тиберию ,окрасилось в красный цвет в подтверждении её слов о том, что Христос воскрес. В христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь; и потому, конечно, пасхальное торжество не обходится без крашеного яичка. И уже в пасхальную ночь все спешат « похристосоваться», обмениваясь при этом крашеными яичками; а детвору ещё и щедро одаривают сладостями. Теперь можно и домой идти, разговляться и всем нести благую весть- « Христос воскрес!- Воистину, воскрес!»