Пасха двери райския нам отверзающая.

«Христос воскресе!» — этим радостным приветствием по примеру первых христиан ныне все православные встречают друг друга. И этим приветствием мы выражаем наше ликование от вести о том, что Спаситель воскрес, смерть побеждена и для человечества вновь открыты райские врата.

Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14). Но Господь призвал Своих учеников свидетельствовать о истине воскресения, Сам являясь им по воскресении из мертвых в течении 40 дней; а после от Отца послал им Духа Святаго и положил основание Церкви Христовой на земле.

Пасха — самый великий, светлый и радостный праздник для всех христиан! И потому, в эту святую пасхальную ночь храмы наполнены молящимися. В ожидании великого торжества и наш храм предстаёт во всём великолепии: великопостные тёмные облачения уступают место багряным, в ярком цветочном обрамлении на аналое икона праздника, множество горящих свечей заливают светом весь храм. Особая тишина и дух умиротворения наполняют храм и наши души.

Великая Суббота — суббота покоя… Ещё посреди храма мы видим Плащаницу, изображающую положение Христа во гроб, но уже приоткрывается Великая Тайна- смерть не смогла удержать во гробе Начальника Жизни. Он Воскрес! В храме мерно читают Книгу Деяний Святых Апостолов, утверждающую истинность Воскресения Христова и повествующую о том, как Духом Святым устроялась Церковь и проповедовали апостолы.

К началу Полунощницы храм начинает наполняться молящимися. На 9-й песне канона Великой Субботы «Не рыдай Мене Мати,/ зрящи во гробе,» Плащаницу поднимает священник и вносит в алтарь, где она полагается на святом престоле и остаётся до отдания Пасхи. Престол же знаменует собою жертвенник, на котором Сын Божий — Царь и Первосвященник принёс на кресте жертву за наше спасение.

И вот, в полночь, при закрытых Царских вратах и завесе священнослужители поют первый раз стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе,/ Ангели поют на Небесех,/ и нас на земли сподоби/ чистым сердцем// Тебе славити.» Ещё гроб запечатан, но Господь уже воскрес и Ангелы ликуют на небесах; и спешат ко гробу в предрассветный час преданные ученицы Христовы — жены мироносицы, которые совсем скоро услышат ангельское благовестие о воскресении Сына Божия и примут его с радостью, нисколько не сомневаясь. Они же первыми, после Пресвятой Богородицы, удостоятся видеть воскресшего Христа, и на них вполне исполнится Заповедь: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Стихира с каждым разом звучит всё громче и громче. Под пасхальный трезвон колоколов начинается крестный ход, и людской поток вслед за священнослужителями устремляется к выходу. Впереди несут фонарь, следом идут хоругвеносцы, певчие…завершает шествие предстоятель с трисвещником и крестом. И всё здесь наполнено смыслом. Крестный ход символизирует шествие ко гробу Спасителя жен — мироносиц, а за ними и апостолов. То, что крестный ход совершается вне храма, говорит о том, что Христос был погребён вне Иерусалима. Крест в руке предстоятеля напоминает о крестной жертве Спасителя, а трисвещник — о нашей вере в Пресвятую Троицу (красный цвет- это Пасхальный цвет; зелёный- цвет вечности, жёлтый- цвет золота, цвет красоты). В первых рядах, за священством, идут дети. У всех в руках неугасимые лампадки — пасхальные фонарики; их свет разбивает темноту, озаряя лица людей, склонившихся над ними; и вот- это уже целая река живых, мерцающих огоньков!

Обойдя храм, крестный ход останавливается пред закрытыми дверями храма (как пред запечатанным гробом). Настоятель совершает каждение святынь, певчих, предстоящих, а затем, в полной тишине, возглашает «Славу» Пресвятой Троице и трижды поёт пасхальный тропарь (как Ангел, первым возвестивший о воскресении Христовом). После тропарь поют певчие и все прихожане.

И вот, наконец, двери храма открываются (камень от пещеры отвален, ад разрушен Христом; открываются двери в Царство Небесное) и с пением праздничного тропаря все входят в храм. Хор поёт Пасхальный канон. Он возвещает нам пасхальную радость о воскресении Христа, призывает « очистить чувствия» и принести Владыке песнь радования. Пред нами предстают образы древних пророков Давида и Аввакума и «богомудрых» жен — мироносиц.

«Праздник праздников и торжество есть торжеств» напоминает нам библейский образ брачного пира, на который мы, как девы разумные, « исходящу Христу из гроба, яко жениху» призываемся выйти навстречу. И завершает канон проникновенная песнь, отражающая величие и значимость события: «Плотию уснув,/ яко мертв,/ Царю и Господи,/ тридневен воскресл еси,/ Адама воздвиг от тли,/ и упразднив смерть:/ Пасха нетления,// мира спасение.»

По прочтении канона начинается Утреня. Выходит настоятель с крестом и трисвещником и, благословляя всех предстоящих, трижды возглашает благую весть: «Христос воскресе!», а все мы отвечаем: «Воистину воскресе!». Вот уже много веков на пасхальном богослужении мы слышим удивительное по своей силе и смыслу Огласительное слово святителя Иоанна Златоустого.

В эту светлую Заутреню оно прозвучало из уст настоятеля нашего храма — протоиерея Андрея. «Слово» святителя проникнуто великой верой и надеждой на милосердие Божие и каждый, кто слышит его, слышит в нём слово, обращённое именно к нему — слабому и немощному, нуждающемуся в прощении: «Никто же да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.»

После пения Пасхальных часов начинается Божественная Литургия.
Торжественно звучат «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия» – крещальный стих из послания апостола Павла к Галатам. Эта молитва звучит вместо Трисвятого в Лазареву субботу, а также в Великую субботу на Страстной седмице. Это означает, что крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание. В первые века христианства Великий пост служил временем подготовки народа к крещению. А в Великую субботу совершалось само Таинство, благодаря которому, человек рождался для Вечной жизни и для крещаемого совершалась личная Пасха.

Эта же мысль — о крещении Духом Святым звучит в чтении из Книги Деяний святых апостолов (Деян.,зач.1). Апостолы, а вместе с ними и все верующие, призываются свидетельствовать о Истине воскресения Христова и Слова Божия: «Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли».

По прочтении Евангелия иерей Александр зачитал пасхальное обращение Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верующим. В этом послании Святейший также призывает нас к духовному преображению, к стяжанию главной добродетели — любви, и к тому, чтобы своей жизнью проповедовать о Христе: «Мы призваны проповедовать о Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который по неизреченной любви к нам пролил за нас на Кресте Свою пречистую Кровь. Мы призваны и словами, и делами, всей своей жизнью свидетельствовать людям о Том, Кто был изъязвлен и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5) и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25)»

Самый главный момент богослужения — причащение верующих. И на пасхальной службе было много причастников!

У пасхального богослужения есть свои особенности и символы. Одна из них — освящение пасхального хлеба — Артоса. Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. С апостольских времён твёрдо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своём вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. Артос ещё символизирует Церковь, соборную и вселенскую, в которой находится каждый из нас. Артос — великая святыня. В эту Пасху у нас приготовили семь артосов, и теперь они всю Светлую седмицу будут пребывает на почётном месте в храме в открытых Царских вратах. В субботу же Светлой седмицы по заамвонной молитве Божественной литургии и прочтении священником определённой молитвы артос раздробят и раздадут верующим.

Служба близится к завершению. Светает. И вот всё в храме приходит в движение: священник читает молитву на благословение «брашна», куличей, яиц; все берут свои корзиночки с пасхальным угощением и приготовляют к освящению. Тут же начинают друг с другом христосоваться; бабушки угощают детей пасхальными яичками и конфетами… Радость на душе, радость на лицах людей!

Благословляя свою паству, настоятель ещё раз обращает к нам слово пасхального приветствия и призывает нас быть верными Христу в исполнении заповеди о любви, терпении и милосердии; и держаться истинной веры православной, которой Церковь Христова живёт вот уже более 2-х тысяч лет. Сколько она за это время претерпела испытаний, гонений; сколько восставало лжеучителей…

Но она, хранимая Духом Святым, выстояла и по сей день несёт важную миссию — указывать путь ко спасению, и будет пребывать в мире до скончания века, и «врата адовы не одолеют её»! А посему, как же нам не радоваться, когда у нас есть такое великое сокровище, когда Сам Господь за нас, когда «Христос воскрес»?!