28 августа клир и прихожане Свято- Пантелеимоновской Церкви вознесли моления ко Пресвятой Богородице в День Её преславного Успения.
Для христиан этот праздник имеет особенное значение. Он дарит нам надежду на будущее воскресение и свидетельствует о заботе Пресвятой Богородицы обо всём роде человеческом.
Примечательно, что праздник Успения Божией Матери завершает круг великих двунадесятых праздников, тогда как Рождество Пресвятой Богородицы открывает. Упоминание о празднике Успения относит верующих в далёкое прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии. Позже появилось и другое название-Пасха Богородицы.
И действительно, можно провести параллели между Воскресением Христовым и Успением Пресвятой Богородицы. Праздник имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства. Успению предшествует недолгий пост — успенский (14 августа – 28 августа), но он очень строгий, второй по значимости после Великого поста. В самой сути описываемых событий и в литургическом предании находится много общего. Так, оба праздника говорят нам о том, что со смертью не заканчивается бытие личности и сама смерть- это лишь граница, отделяющая наше земное временное существование от вечности.
Но все мы боимся смерти, потому что боимся, что нечем нам будет оправдаться пред Богом… Потому Церковь молит о «кончине мирной и не постыдной», какой удостаиваются праведники, какую явила нам величайшая из всех святых и всех Небесных Сил- Пресвятая Богородица. А что для этого нужно?- нужно стать частью божией семьи. Как сказано об этом в Евангелии(Мк.3:34-35): «. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Пресвятая Богородица была самой усердной исполнительницей воли Божией. И, как отметил в праздничной проповеди отец Александр, оставила нам важное завещание- те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос – то исполните… И они исполнили…Эту заповедь можно отнести к каждому из нас.
Всю Свою жизнь Пресвятая Богородица полагала в Боге, и потому даже известие о скорой кончине приняла с радостью, как желанную встречу с Божественным Сыном.
Священное Предание Православной Церкви ещё от времён апостольских донесло до нас обстоятельства Успения Божией Матери. По вознесении Господнем Пречистая осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Ко времени Своего Успения Матерь Божия вновь прибыла в Иерусалим. Здесь Она часто посещала места, связанные с Её божественным Сыном, и молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Её к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. И, чудесным образом, Святой Дух собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошёл к Ней, чтобы забрать Её душу с Собой.
Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Её память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Её от тёмной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога, и тотчас раздалось ангельское пение.
Господь засвидетельствовал святость Пресвятой Богородицы множеством чудесных исцелений, которые совершались от прикосновения к Её одру во время шествия погребальной процессии в Гефсиманию, где тело Пречистой и положили в пещере, а вход завалили камнем. После похорон апостолы ещё три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был сильно опечален тем, что не успел попрощаться с Пресвятой Богородицей и воздать последние почести. И тогда апостолы позволили открыть вход в пещеру, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Её чудесном телесном вознесении на Небо.
Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”. Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.
Это свидетельство, а вместе и наша надежда, нашли отражение в праздничном тропаре, который верующие поют в храме в день Успения Пресвятой Богородицы: « В рождестве девство сохранила eси,/во успении мира не оставила eси, Богородице,/преставилася eси к животу, Мати сущи Живота,/и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.»
Начиная со дня предпразднства( 27 августа) и все три дня в храме верующие с любовью поклоняются плащанице, на которой изображена как бы уснувшая Пресвятая Дева. Это изображает наше предстояние пред одром Богоматери, как некогда апостолов. И так же мы участвуем в погребальной процессии, именуемой Чином погребения, когда с пением «Святый Боже» плащаницу с крестным ходом обносят вокруг храма и полагают в алтаре.
Но мы знаем, что при всём кажущемся трагизме воспоминаемого, это один из самых светлых и радостных по своей сути праздников. Побеждены уставы естества, побеждена смерть и Пресвятая Богородица всегда пребывает с нами, как пребывает и Её завет: исполнять заповеди Христовы.
Матерь Божия была от рода нашего, но явила удивительный пример того, насколько душа может возлюбить Бога, и как важно именно соединение воли Божией с волей человеческой. Помня об этом, будем вновь и вновь обращаться к нашей Заступнице и Ходатаице и взывать: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»