15 февраля 2019 года Православная церковь отмечала Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
В Храме святого великомученика и целителя Пантелеимона прошла в этот день Божественная Литургия.
Слово «сретение» в переводе с древнеславянского означает «встреча» — праздник установлен в память о встрече, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова – она описана в Евангелии от Луки.
В праздник Сретение Господне Церковь вспоминает важное событие из земной жизни Иисуса Христа. Женщине, родившей мальчика, запрещалось, по ветхозаветному закону, в течение 40 дней входить в храм Божий.
По истечении этого времени, мать с младенцем приходила в храм, чтобы принести очистительную и благодарственную жертву Господу. Дева Мария в очищении не нуждалась, но подчинилась закону, по глубокому смирению.
Навстречу Деве Марии, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старик — по имени Симеон, что означает «слышание» на древнееврейском. Евангелии от Луки повествует, что Симеон был праведный и благочестивый старец, чающий утешения Израилева, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя.
Симеон, по внушению свыше, пришел в храм в то время, когда Мария и Иосиф туда принесли Богомладенца, для исполнения обряда. Старец понял, что пророчество, о котором писали в течение сотен лет пророки, исполнилось и Младенец на руках Марии — долгожданный Мессия. Теперь он мог спокойно умереть.
Симеон взял младенца на руки и, благословив, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь с миром раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.
Сретение Господне до VI века отмечали не так торжественно, несмотря на то, что праздник относится к древнейшим торжествам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.
К концу IV века относятся самые ранние свидетельства о праздновании Сретения Господня на христианском Востоке, а на Западе – с V века. В Иерусалиме Сретение в то время не было еще самостоятельным праздником — оно называлось «сороковым днем от Богоявления».
В Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565), в 528-м произошло землетрясение, от которого погибло много народа. За этим бедствием последовало другое. А в 544-м появилась моровая язва, от которой ежедневно погибало по несколько тысяч человек.
Одному из благочестивых христиан, в дни всенародного бедствия, было открыто, что праздновать Сретение Господне нужно торжественнее. Бедствия прекратились после всенощного бдения и крестного хода, совершенного в день Сретения Господня. Церковь, в благодарность Господу, установила в 544-м праздновать Сретение Господне торжественно и внесла его в число главных праздников.
Праздник Сретения Господня имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На следующий день, 16 февраля, Церковь отмечает память праведного Симеона, названого Богоприимцем, и пророчицы Анны — Святых, чей личный духовный подвиг оказался связан непосредственно с событиями Сретения.
Суть праздника, который равноценен как для Господа, так и для Богородицы, в долгожданной и спасительной встрече – на Сретение встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.