16 июня 2019г. в Храме святого великомученика и целителя Пантелеимона совершилось торжественное богослужение в день Святой Троицы.
Это, особенный праздник, утверждающий откровение Божие о триединстве Святой Троицы и раскрывающий смысл жизни христианина на земле.
Колокольный звон призывает верующих поспешить в храм…А в храме в это время начинается исповедь. Исповедников так много, что исповедь принимают два священника, и только после начинается Божественная Литургия.
А служба в этот день особенно красива, как и само убранство храма. Пол устлан свежескошенной травой, берёзовыми веточками украшены все иконы, и среди них в цветочном обрамлении выделяется икона праздника, изображающая сошествие Святаго Духа на апостолов. Две белоствольные берёзки пристроились по краям солеи, словно и они пришли в храм вознести благодарение Господу, давшему всему жизнь. О весне духовной и о жизни говорит и зелёный цвет священнических облачений. И храм уже предстаёт как целый мир, где каждое творение славит Творца.
Что же ещё отличает праздник Святой Троицы от других великих церковных праздников, и каково его значение для нас?
Прежде всего, праздник и календарно и духовно связан со временем празднования Пасхи и Вознесения Господня, потому как совершается на 50-й день по Пасхе. (Поэтому его ещё называют Пятидесятница).
Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога – Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также Днём рождения христианской церкви.
Вся служба праздника- с чтением ветхозаветных паремий, чтением из Книги Деяний святых апостолов, Евангелия, канона, стихир- всё пронизано мыслью о триединстве Святой Троицы и действующей в мире и в человеке благодати Святого Духа.
Уже на Всенощной впервые после Пасхи поётся молитва «Царю Небесный», обращённая к Главному Лицу праздника – Святому Духу. В ней Дух Святый именуется Утешителем, Духом Истины, сокровищницей всех благ и Подателем жизни. В этой молитве, которую вместе с хором поёт весь храм, мы просим Святого Духа, чтобы Он вселился в нас и очистил от всякой скверны. А в стихирах на хвалитех утверждается догмат о единосущной и нераздельной Троице: «Дух Святой был всегда, и есть, и будет, ни начинаясь, ни заканчиваясь, но всегда поставляемый (в один ряд) вместе с Отцом и Сыном, причисляемый к Ним, Он — Жизнь и Создатель жизни, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости, Им Отец узнаётся и Сын прославляется и всеми познаётся одна сила, одно сочетание, одно поклонение у Святой Троицы.»
Из особенностей Божественной Литургии можно отметить, что вместо «Трисвятого» поётся:«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Это торжественное песнопение обращает нас к мысли о том, что через Таинство Крещения мы входим в Церковь и становимся причастны божественной благодати, подаваемой в церковных таинствах. Но и на нас это налагает ответственность: следовать Заповедям божиим и бороться с грехом.
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошёл на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошёл же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
Вдохновенное вещание апостолов у евангелиста Луки стала символом всемирной Евангельской проповеди. И смысл этот в том, что для Евангелия Христова принципиально нет национальных барьеров. Его язык – универсальный язык Духа Святого, Который разрушил преграды между народами и для которого «нет ни эллина, ни иудея, … варвара, скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11).
День Святой Троицы не без основания именуется ещё и Днём рождения Церкви Христовой. Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось После первой же проповеди апостола Петра крещение в Иерусалиме приняли около трех тысяч человек. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мёртвых.
Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников, иначе иереев) и диаконов. Так устроялась на земле православная Церковь.
Каждый из нас в святом крещении получает дар Святаго Духа и так же призывается свидетельствовать о истине.
Один из самых значимых моментов богослужения- чтение Евангелия. И в день Святой Троицы на Божественной Литургии читается Евангелие от Иоанна (27 зачало, стихи 37-52 из 7 главы и 12 стих главы8): «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Этот зов Христа обращён ко всему человечеству через все века, до конца времен. Кто услышит голос Его, тот будет жить. «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Дар Духа Святого, который изливается сейчас на Церковь Христову, куплен Его кровью. Пятидесятницы не было бы без Голгофы. И до этого сила Духа Святого действовала в пророках и угодниках Божиих, но только в Пятидесятницу Дух Святой явился как Личность, как Ипостась Пресвятой Троицы. Отныне Дух Святой дает постоянное присутствие с нами Воскресшего Христа.
По прочтении Евангелия, к верующим с проповедью обратился отец Александр. И сказанное заключало в себе ответы на вопросы, которые волнуют каждого православного христианина: как понять, живёшь ли ты духовной жизнью; какие признаки присутствия Святого Духа в человеке; в чём заключается смысл жизни христианина на земле.
Сын Божий, как и обещал, послал Своим ученикам от Отца Святаго Духа, Господа Животворящего, Который почил на каждом верном Христу в виде огненного языка и соделал его огнём горящим, потому что Господь Сам о Себе сказал, что Он- огнь. Такое удивительное сочетание имеет человек в Духе: он становится одновременно и пламенем горящим и источником воды живой.
Но как найти в себе источник живой воды, если душа, как безводная пустыня, искорёжена грехом? Чтобы всё исправить, нам нужно стремиться к Богу- источнику духовной жизни, -мыслями, чувствами, делами и всей жизнью. Нужно самому обновляться, чтобы принять благодатный Дух Божий и стать источником воды живой, стать новым человеком. Именно в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле.
Какие признаки присутствия Святого Духа в человеке?: «Правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14,17). Правда- это правдивость, справедливость, праведность, правда во всём и ко всем. В ком обитает Святой Дух, тот не преувеличивает своих достоинств, не гордится, не надмевается над другими, не потворствует своим страстям, подкрепляет себя непрестанною молитвою, никогда не лукавит, не лжёт, старается делать только то, что угодно Богу, избегает всяких поводов к вражде, уклоняется от зла, охотно прощает обиды, молится за врагов. Совесть его не беспокоит, страсти не волнуют, зависть не мучает.
Как железо, соединяясь с огнём, становится светящимся и приобретает новые, лучшие качества, так и человек, принявший благодать Святого Духа, освящается и наделяется духовными дарами.
Но как же приобретается благодать? — через жизнь по заповедям Христа. Об этом, Он Сам говорит в евангелии: « Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» (Иоанн.14: 15-17). Но неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. И потому нам нужно быть очень внимательными своему внутреннему миру, трудиться и стараться на деле исполнять Евангельские заповеди.
Но так как одних наших сил к тому очень мало, то мы и просим смиренно в молитве Бога о помощи. В сам праздник Святой Троицы, только раз в году, мы слышим в храме особенно проникновенные молитвы, объемлющие всю Церковь Христову.
В день Пятидесятницы относится то, что сразу же после литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. В первой из них – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», – возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих, вторая – «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» – представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни, в третьей молитве –«Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», –обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.
Таким образом, праздник Святой Троицы говорит нам о благодати Святаго Духа, действующей в Церкви Христовой, соединяющей все народы и все поколения, и восстанавливающей утраченную людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.