15 февраля в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона прошло торжественное богослужение, посвящённое событию, открывшему новую веху в истории спасения человечества и даровавшему миру надежду на главную Встречу- встречу с Богом!
«Встреча»— именно так переводится слово «сретение», являющееся определяющим в названии великого христианского праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И оно действительно говорит нам о встрече, произошедшей более чем две тысячи лет тому назад в Иерусалимском храме, куда, согласно закону Моисееву, на 40-й день по рождении праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица принесли младенца Христа.
В то же самое время в храм пришёл, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и благочестивый, который вот уже более трёхсот лет ожидал обещанной встречи со Христом Спасителем. Чистому сердцу было открыто, что этот младенец и есть Мессия, и праведный Симеон с радостью и благоговением приял младенца Христа на руки и возблагодарил Бога песнью, которую мы и ныне слышим в конце совершаемой Вечерни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – (Лк. 2,29-32). Эта молитва уже с III века являлась частью Богослужения. Какой же глубокий смысл в ней заключён и чему так радуется Симеон, принимая Богомладенца?
Об этом в проповеди на праздник мы слышали сегодня слово о. Александра Стародубцева. Поясняя данную молитву и тропарь праздника, батюшка отметил, что праведный Симеон радуется тому, что теперь, когда он воочию увидел долгожданного Спасителя, может отойти от этой жизни в мир иной, то есть… умереть. Для нас это кажется страшным и непонятным: как это- с радостью ожидать смерти. Нас пугает смерть, потому что мы в ней видим лишь лишение того, к чему успела привязаться наша душа на земле: друзьям, вещам, обычному образу жизни.
Праведники же понимали, что ничто земное не может вполне насытить нашу душу и успокоение она находит только в том, чтобы быть неразлучно с Богом. Потому и говорит апостол Павел в послании к Филиппийцам: «для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение». (Филип. 1:20-25) Так же и праведный Симеон Богоприимец видел в смерти не гнусное следствие греха- распад и тление, а долгожданный покой жизни Вечной, в которой он будет всегда с Господом! Потому и «веселится старче праведный», как поётся в тропаре праздника Сретения Господня, что ему даровано видеть Того, Кто освободит наши души и дарует нам Воскресение. А где есть Воскресение, там смерти нет!
Архиепископ Гавриил (Розанов) в своем «Руководстве по литургике» даёт замечательное толкование на молитву «Ныне отпущаеши…»: «Для нас употребление песни «Ныне отпущаеши» в конце вечернего Богослужения имеет тот смысл, чтобы мы, увидевши тихий свет Иисуса Христа, Сына Божия вочеловечившимся, воспоминали в конце всякого дня и о кончине нашей жизни и желали, подобно святому старцу, отойти из сей многомятежной жизни с миром, уповая на благодать, явленную чрез Избавителя и Спасителя нашего Иисуса Христа». Для праведников смерть была желанной встречей с Тем, Кто для них был дороже всего земного, потому они и не страшились смерти. Но к этому нужно готовить свою душу ещё здесь на земле. И Господь даёт нам возможность «встретиться с Ним» через церковные Таинства( важнейшее из которых- причастие Тела и Крови Христовых), участие в богослужении, чтение Священного Писания.
Потому и сегодня, в такой великий праздник, храм был наполнен молящимися, многие из которых, готовились к принятию Причастия. Ещё одна встреча явилась радостным событием для нашего прихода: пребывание в нашем храме мощей святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы. Ковчег с мощами в.м.ч. Анастасии доставили ещё на Всенощной праздника, и у всех была возможность помолиться святой, чья жизнь отмечена великим подвигом христианской любви и стойкости в вере. А в самый праздник Сретения Господня по окончании Божественной Литургии был отслужен молебен пред ковчегом с мощевиком, и далее ковчег продолжил своё шествие по приходам Тольяттинского Невского благочиния.