30 сентября воспитанники воскресной школы «Жемчужинки» впервые посетили Свято- Богородичный Казанский мужской монастырь села Винновка.
Надо сказать, что это была ещё и по дальности первая поездка, когда мы так далеко удалились от дома. И как каждому благому делу сопутствуют трудности, здесь также не обошлось без испытания на стойкость. Но это того стоило!
По окончании Божественной Литургии нас уже ожидал довольно вместительный белый автобус, похожий на корабль. На нём-то мы в составе 51 человека, в сопровождении о.Александра и отправились в наше паломническое путешествие по Ставропольскому району Самарской губернии, держа курс на Свято- Богородичный Казанский мужской монастырь.
Погода нам благоприятствовала. Светило солнышко и синее небо в пушистых белых облаках, казалось, обнимало поля и леса, уже тронутые красками осени.
Путь нам предстоял неблизкий, но этого как раз хватило на то, чтобы наши преподаватели смогли рассказать ребятам об особенностях монашеского жития. Ребята узнали о том, как зарождалось монашество, кого считают основателем монашеского жития и как появились первые монастыри. Вспомнили мы и наших великих подвижников- прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Серафима Вырицкого. И среди этих великих имён мы не смогли обойти имя святого, которого называют «Серафимом Саровским наших дней»– это преподобный Паисий Святогорец. Его житие и поучительные притчи для многих явились открытием и нашли отклик в сердце.
Уже на подъезде к Винновке нашему взору предстало печальное зрелище: остов разрушенного храма в честь святителя Николая Чудотворца. Этот старейший в Осиновке храм 4 раза взрывали. В 1929 году у алтаря расстреляли священника вместе с его семьей. Неподалёку возвели новый храм, но и руины прежнего оставили, чтобы помнили мы о том страшном времени богоотступничества и хранили веру.
Ну вот мы и на месте. Но прежде чем отправиться в монастырь, скажем немного о истории той местности, в которой он расположен.Первые упоминания о Винновке, как о чувашской деревне Винна-на-ключе относятся к середине XVII века. В те времена по Винновскому оврагу текла речка Винная, получившая своё название по виду занятия местных жителей. Местные жители были в основном беглые крестьяне из центральных районов России и их основным занятием было садоводство и связанное с ним виноделие . Со временем речка пересохла, а село получило название Винновка.
Храм в честь прп. Сергия Радонежского и Свято-Троицкий храм
У входа в монастырь нас встречает иеродиакон Вассиан, чьим послушанием и является проведении экскурсии по монастырю. А начинается наше знакомство с монастырём с храма во имя преподобного Сергия Радонежского— игумена земли Русской и покровителя монашествующих. Этот храм расписывали самарские иконописцы в академическом стиле, и примечателен он ещё тем, что помимо сюжетов из жития прп. Сергия Радонежского здесь, на северной стене, изображены самарские святые.
Пройдя один лестничный пролёт мы попадаем уже в другой храм- во имя Святой Живоначальной Троицы. Несколько лет понадобилось, чтобы расписать храм. Роспись выполнена в византийском стиле и объединяющей является тема крещения и духовного преемства. Так северная стена представляет сюжет крещения Руси, а южная- Крещение Господне. Слева от Царских врат мы видим образы святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, а справа- святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Заслуживает внимания в Троицком храме и необычный светильник в форме круга, с лампочками в виде свечей и иконами. Он так и называется — хорос, что по-гречески значит круг. На Афоне в хоросе ставят настоящие свечи. Перед службой возжигают их, сам хорос закручивается, а во время службы он раскручивается, и в темноте — храм освещается свечами — кажется, будто ты на палубе корабля под звёздным небом. И сам хорос символизирует звёзды на тверди небесной.
В музее монастыря
Здесь же, в этом корпусе, расположен и музей. О. Вассиан обращает наше внимание на небольшую картину, запечатлевшую величие волжской природы, гористый склон и купол храма, виднеющийся из-за домов. Сквозь грозные тёмные тучи, нависшие над охваченной речным штормом Волгой, уже пробиваются золотистые краски солнечных лучей; корабль с тугим белым парусом отважно сражается со стихией, и утлая лодочка ещё держится на плаву. Такой увидел Винновку известный русский художник А.Иванов во время своего путешествия по Волге в 1838 году. Здесь представлена копия картины А.Иванова «Вид села Винновки на Волге в Симбирской губернии», работы самарского художника Вадима Сушко; оригинал 1841 года находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В 1839 году Казанский храм, изображённый на полотне, сгорел, и потому для нас эта картина являет ценность летописи в красках.
Почётное место занимает портрет Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Высокой покровительницы этих мест! Будучи графиней, она не вела светский образ жизни, а все свои силы и средства отдавала на благоустройство и строительство храмов. Так, по её распоряжению – 19 мая 1842г. по старому стилю были начаты работы по строительству новой, уже каменной церкви в селе Винновка. Сама же графиня умерла в 63 года, приняв монашеский постриг с именем Агния. И всё свое имущество поделила в равных долях между всеми кафедральными соборами России.
Среди экспонатов музея мы можем видеть и предметы быта кочевых племён, населявших Самарскую Луку ещё в IV –VI веках до Рождества Христова: наконечники стрел, монеты…Всё это было обнаружено на Давыдовой горе, когда рыли котлован под фундамент для монастыря . Но особую ценность представляют иконы Спасителя и Божией Матери 19 в., волжского письма а ещё митра священноисповедника Патриарха Тихона, в которой он служил и священническое облачение, подаренное в своё время Государем Николаем II Самарскому кафедральному собору. Собор-то разрушили, на этом месте театр оперы и балета, а облачение сохранилось и поныне.
О монашеских подвигах поведают вам тяжёлые вериги и воссозданная по образцу давних времён монашеская келья( её мы видим за решёточкой).
Перейдя в другой зал мы попадаем в атмосферу начала XX в: трагические события 1917 г, русская эмиграция… И здесь же- новая страница истории: духовные и культурные связи с Грецией.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Конечно, сердцем монастыря является храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Это главный храм, который дал название всей обители. История этого храма начинается с 1839 года, когда большой пожар уничтожает практически всё село Винновка и стоявший здесь деревянный храм. И графиня Анна Орлова-Чесменская строит этот каменный храм из красного кирпича. Приступили к строительству в 1842 году, а закончили строить в 1853-м, уже после смерти графини. Но во времена советской власти( 1930-е г.г) храм закрыли. Всё, что в нём было ценного, увезли, иконы и иконостас разрубили и сожгли, колокола сбросили, разбили, а их осколки затопили в Волге. В храме устраивали по обыкновению тех времен то зернохранилище, то дом культуры, то столовую, а то и хлев. Храм пытались несколько раз взорвать, но не удалось. И лишь на рубеже тысячелетий началось его возрождение. Самарские художники обратились к Владыке Сергию с просьбой помочь в реставрации храма. И с благословения Владыки здесь была создана небольшая монашеская община и начались работы. В ходе работы в толще земли обнаружили ещё одну «находку», свидетельствующую о ужасах революционной поры: массовое захоронение человеческих останков. Это крестьяне близлежащих селений, которые восстали против большевистской власти и стали жертвой карательного отряда красноармейцев. Среди убитых были и дети.
Восстановление храма закончили в 2004 году, отслужили первую Литургию на Пасху. Но еще два года велась роспись храма. И когда в 2006 году храм был расписан, винновские жители приносят две иконы, которые их предкам удалось спасти из того, разоренного храма! Иконы большие, скорее всего из иконостаса: Валаамская икона Божией Матери и Архистратига Божия Михаила. Сейчас они висят в притворе храма.
В декабре 2006 года Священный Синод постановил открыть в Винновке Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Приступили к делу. Владыка Сергий сам контролировал всё строительство. И всё, что теперь мы можем видеть вокруг храма, построено за шесть лет.
Колокольня.
Кто уже бывал прежде в Казанско- Богородичном монастыре, тот, конечно помнит, какое незабываемое впечатление производит посещение колокольни. По замыслу архитектора, колокольня имеет вид маяка, что напоминает нам о высокой миссии монастыря и монашеского служения для сражающегося с волнами житейского моря человечества. Чтобы подняться на звонницу 47-ми метровой колокольни, приходится преодолеть более 200 ступеней и крутых поворотов. И с этим справились все. А какой замечательный вид открывается с высоты колокольни: берег Волги, село Винновка, поклонный крест на Давыдовой горе и весь монастырь- как на ладони! Здесь, на звоннице, «несут свою службу» 13 колоколов и звонарь. У каждого колокола свой голос и своя история. И благодаря отцу Вассиану мы их тоже услышали! Особенное впечатление на нас произвёл самый большой колокол, весом в 13 тонн с образом Спасителя. Все старались прикоснуться к нему, чтобы ощутить его вибрацию.
Встреча с Митрополитом Самарским и Тольяттинским Сергием
Большой радостью для нас в этот день стала встреча с Митрополитом Самарским и Тольяттинским Сергием. Его встретили колокольным звоном. Мы с нетерпением ждали, когда же причалит к берегу пароходик с Владыкой. Дети выстроились у входа в Казанский храм в ожидании благословения. И Владыка преподал нам своё благословение, после чего мы все остались на молебен в Казанском храме. Такие светлые моменты жизни надолго сохраняются в памяти, потому как здесь все мы – родители и дети, священники, монахи и миряне- переживаем чувство нашего духовного единства и силу соборной молитвы!
День клонился к вечеру. Отпустить в обратный путь нас голодными не могли и приготовили в трапезной угощение, за что мы очень благодарны.
Когда-то очень давно, 1300 лет тому назад святой преподобный Иоанн Лествичник сказал: «свет для монахов- ангелы, а свет для всех людей- монашеская жизнь». И сегодня мы к этой жизни, пусть даже на дюйм, но прикоснулись, за что особенно благодарим о.Вассиана.
Господь разными путями ведёт нас ко спасению: кто-то обзаводится семьёй и устраивает свою домашнюю малую церковь, а кто-то избирает иноческий путь. Но духовные законы для всех равно действуют. И нам, мирянам, живущим среди суеты и озлобленности мира, монастыри светят, как маяки надежды, а монашествующие являют пример того, к чему мы должны стремиться и как этого достичь. Труд, молитва, смирение, незлобие, любовь и память о Боге- вот что должно бы быть важным для каждого человека, независимо от того, монах он или мирянин. Но нужно к этому и свою свободную волю и желание приложить.
Кириченко Инна Борисовна. 05.10.2018 г.