Праздник Преображения Господня как путь восхождения на духовный Фавор.

19 августа в день Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона состоялось торжественное богослужение, за которым о духовном преображении вместе молились и клир и миряне.

Праздник Преображения Господня- один из самых светлых и торжественных двунадесятых праздников! Он являет нам любовь Божию, приоткрывающую тайну Его домостроительства. Священное Писание ( Мф, гл. 17, 1-13; Мк, гл. 9, 2-13; от Лк, гл. 9, 28-36) повествует нам о том, как незадолго до Своих крестных страданий, Господь наш Иисус Христос, дабы укрепить веру в учениках в то, что всё совершаемое Он принимает добровольно ради спасения человечества и что Он есть истинный Владыка жизни и смерти, Исполнитель и Хранитель Закона, предстал пред апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор во славе Своего Божества.

И в подобие небесной славы, в которой Господь на Фаворе « одеяйся светом, яко ризою», и к которой призываемся и все мы, в этот день священники облачаются в белоснежные ризы. Прихожане наши так же стараются одеться по- праздничному и в тон.

Как и прежде, в этот праздник много причастников. Несмотря на будний день, храм полон. Многие пришли семьями, с детками. Так отрадно видеть, как наш приход год от года становится всё больше и больше и так хочется, чтобы каждый здесь нашёл свой путь к Богу!

Центральное место в богослужении занимает чтение Евангелия. Сегодня мы слышали повествование о том, как на горе Фавор произошло удивительное событие: Господь наш Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка — Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.

Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Равви! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что сказать.

Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!».

Раскрывая духовный смысл евангельского чтения, с проповедью к прихожанам обратился иерей Александр. Главная мысль проповеди заключалась в том, что высшее счастье человека может быть только в единении с Богом, делающем человека причастником Божественной славы. В ту минуту, как ученики Христовы увидели своего Учителя преобразившимся, необычайная радость наполнила их сердца и они уже ни о чём земном не хотели помышлять.

Но почему в нашем обществе так много… несчастных? Как нам обрести счастье?

Прежде всего, как отметил в проповеди отец Александр, не нужно ждать готового счастья, а нужно начать серьёзную работу над тем, чтобы улучшить и развить свою духовную природу. Первый шаг- это довериться Богу и решиться начать новую жизнь, жизнь послушания и служения Ему, как бы ни велики были предстоящие трудности. И здесь нам придётся бороться с нашим эгоизмом, косностью, ленью и боязнью трудностей. Когда же человек твёрдо решил вступить на новый путь, то возникает вопрос, как вести борьбу с ветхим человеком, с пороками и страстями. Главный ответ на этот вопрос и точка опоры -общение с Богом через молитву и таинства. Это и есть основа для возрождения и преображения человека, а значит и для его счастья.

Но и общее счастье зависит от счастья каждого отдельного человека. Получается, чтобы изменить, улучшить жизнь, необходимо преобразиться нам самим.  На такие размышления наводит нас евангельское чтение, которое во все времена остаётся живым и актуальным, потому как отвечает на главный вопрос: «как спастись?»

Своим Преображением Спаситель показал, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь земной мир.  Но ничто худое и гнилое в Царство Небесное не войдёт.  «Всякое древо познается по плоду своему»(Лук.6:44)- говорит Господь. И в день, когда Господь придёт со славой на землю, будет по слову Божию: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго,  срубают и бросают в огонь» (Матф.7:19).  Помня об этом, каждый из нас должен постараться стать тем добрым деревом, которое и добрый плод принесёт Своему Создателю, как приносит его природа.

Наш духовный путь подобен восхождению в гору, как мы видим на иконе праздника. И вершины достигает тот, кто способен среди ночи житейской расслышать зов Божий и без страха и лени, с горячей верой отправиться за Христом в этот трудный путь.

В праздник Преображения по доброй церковной традиции, по окончании Божественной Литургии в храмах читаются “молитва на благословение гроздия»(т.е виноградных гроздей) и «молитва над всяким плодом»- освящаются  для вкушения древесные плоды- виноград ,яблоки, груши, сливы… В этих молитвах мы также возносим Господу благодарение и молим об очищении от грехов.

В давние времена наши предки- славяне в день праздника приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. Часть освященной пищи отдавали нищим («На второй Спас и нищий яблочко съест»), часть — жертвовали церкви, а семена и колосья часто оставляли до следующего урожая, чтобы именно этими зернами начать сев  А так как у нас в эту пору созревают яблоки, то они на празднике занимают особое почётное место. Потому у нас на Руси и праздник Преображения Господня именуется ещё Яблочным Спасом. В этом году особенно богатый урожай на яблоки. И каких только тут яблочек не увидишь…?! Все румяные, душистые…! И сама икона праздника… тоже украшена яблоками!

Освящение плодов 19 августа имеет ещё и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошёл грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.