21 сентября прихожане и клир храма св. вмч. и целителя Пантелеимона за Божественной Литургией разделили со всеми православными радость праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Только трижды в год мы празднуем «рождество»: это Рождество Божией Матери, Рождество Христово и Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В церковном календаре праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место, и открывает череду великих двунадесятых праздников. «Началом нашего спасения» и «радостью всей вселенной» именует его святая Православная Церковь, указывая на особенное значение празднуемого события не только для всего человечества, но и для всей вселенной. Рождается Та, Которая послужит пришествию в мир Спасителя. Об этом мы узнаём из Священного предания. Рождение долгожданного младенца Марии было ответом на усердные молитвы, веру и смирение благочестивых супругов Иоакима и Анны и венцом их добродетельной жизни.
Но при всём величии события, как отметил в проповеди о. Александр, оно совершается…в тишине, неся в себе печать евангельского духа — «Духа мирна». Об этом духе есть свидетельство в Книге Царств (3-я Кн.Царств.19: 11-13), где описано явление Господа пророку Илие в пустыне, когда он спасался от гнева нечестивой царицы Иезавели. Однажды, остановившись переночевать в пещере, он совсем упал духом. Ему показалось, что он один остался верным Господу и, вот, его тоже хотят убить. Чтобы ободрить его, Господь явился ему. Сначала подул сильный, бурный, все разрушающий ветер, но Господа там не было; потом было землетрясение, потом показался огонь, но Господа не было ни в землетрясении, ни в огне. И вот, после огня подул тихий, прохладный ветерок, и Илии явился Господь.
Это явление Господа напоминает нам пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не грозным Судией, а кротким и добрым Учителем и Помощником людей. И самое главное для христианина- «стяжать дух мирен», который есть и благодать Божия и усилие к его стяжанию самого человека. Он свидетельствует о себе не только в жизни отдельного человека, но и в исторических событиях. Если провести параллель, то можно заметить, что зло ложится каиновой печатью на облик человека, а безбожным разрушительным событиям сопутствуют шум и смятение. Совсем иное действие духа Божия. По слову святителя Иоанна Златоуста (Гал.5:22) «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» Этому нас учит и пример святых праведных Иоакима и Анны, и служение Господу от младенчества Девы Марии.
Какой же ещё урок для нас заключён в событии Рождества Пресвятой Богородицы? Возможно ли, в наше время жить свято и как проявляют себя духовные законы в мире и в жизни каждого человека. Об этом по окончании богослужения в поздравительной речи сказал настоятель храма — протоиерей Андрей Гриев. О. Андрей отметил взаимосвязь наших грехов с тем, что происходит вокруг нас: войны, природные катаклизмы, жизненные неурядицы, отражающиеся на целых поколениях. А ведь в Священном Писании много о том сказано. И сколько бы веков ни прошло — а мир всё тот же, всё те же вопросы, хотя и ответы на них в Писании указаны.
В книге пророка Осии( гл.4), жившего за 8 веков до Рождества Христова описаны причины гнева Божия: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут». «И что будет с народом, то и со священником и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. Будут есть — и не насытятся; будут блудить — и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их»
Как видим, ничего не меняется. Зло разрушает всё, с чем соприкасается. Оно не приносит плода. И грехи родителей так же отражаются на жизни их детей, или же род вовсе прекращает своё существование. Но покаяние, смирение, стремление жить по Закону Божию не смотря ни на какие препятствия, прекращает действие зла. И праведник даже в постигших испытаниях приобретает награду. Как приобрели её святые праведные Иоаким и Анна в рождении Преблагословенной Марии.