ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Поистине, это «Праздник праздников», который свидетельствует о великой любви Божией к человеку, лишившемуся по грехопадении самого источника жизни — Богообщения, и потому страждущего, подверженного страстям, телесным недугам и…смерти. И дабы спасти от окончательной гибели человечество, Господь и принёс великую Жертву на Кресте, Своею кровию скрепив союз Бога с человеком и освободив нас от власти греха и смерти. Потому для каждого из нас этот праздник имеет особенный смысл.

Год от года замечаешь, как всё больше людей приходят в храмы на Пасхальное богослужение, чтобы ощутить свою причастность к Великой Победе Христовой. Свято-Пантелеимоновский храм на Пасху тоже не пустует. В этом году, как и в предыдущем, Пасхальное богослужение совершалось в новом храме. И, как и прежде, храм был полон. Но при этом никто никого не толкал — все старались не нарушить благость молитвы, и даже дети не шумели. Службу совершали три священника: о. Андрей Гриев, о. Александр Стародубцев и о. Рустик Гизитдинов.

Пасхальная служба в православном храме начинается с Полунощницы. Ещё лежит посреди храма Плащаница, ещё зрим мы мысленным взором Христа во гробе, ещё созерцаем Его раны, ещё плачем со Пресвятой Богородицей и женами- мироносицами… Но уже среди этого общего плача пробивается луч надежды. Он пронизывает весь Канон великой субботы «Волною морскою…», где указываются свидетельства о воскресении мертвых из уст древних пророков — Аввакума, Исаии, Ионы.

И вот Плащаницу заносят в алтарь. Священнослужители переоблачаются в красные ризы. Храм приходит в движение. Пасхальная Утреня открывается крестным ходом. Это особенный, торжественный момент службы — повсюду вспыхивают огоньки свечей в руках богомольцев, и все устремляются вслед за клиром.

Каждый старается пронести огонёк весь путь до врат храма, бережно закрывая его от ветра. Так, быть может, холодным предрассветным утром спешили ко гробу Господню жены-мироносицы. В своих сердцах они тоже несли огонёк: любовь согревала и преодолевала страх смерти, вера и надежда освещали путь. В нашей жизни тоже бывают моменты, когда нас окружает тьма, и отовсюду дуют холодные ветра, силясь сбить нас с ног, и только этот огонёк веры и любви, если он горит в сердце, помогает нам выстоять.

Никакие силы зла не смогли удержать Христа во гробе. Он воскрес и победил смерть. Он совозставил из праха Адама и обновил человеческое естество, открыв для всех путь в жизнь вечную. Прежде Адам стоял пред закрытыми дверями Рая, но теперь они вновь открылись для нас. И потому Пасхальный крестный ход останавливается у закрытых врат храма.

Но вот звучит Пасхальный тропарь, ночную тишину разбивает громогласное «Христос воскресе!» — и двери храма распахиваются, принимая в своё лоно богомольцев. Звучит Пасхальный канон. Как и все пасхальные песнопения, он пронизан мыслью о величии Божием, о торжестве Жизни над смертью, о всемирной радости. Многие пасхальные песнопения известны прихожанам, и они с радостью поют их вместе с клиром.

В третьем часу ночи началась Божественная литургия. Но, несмотря на позднее время и наши человеческие немощи, никто не спешил покидать храм. Удивительным в Пасхальном богослужении было и то, что впервые Евангелие прозвучало на трёх языках — греческом, церковно-славянском и русском. И в этом можно разглядеть исторический путь духовного развития нашего народа. От Византии (от греков) мы приняли веру православную, и священные книги были переведены с греческого на старославянский святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. А затем, в XI веке — на церковнославянский, и уже много позже — на русский.

Господь щедро подаёт нам Свою благодать через церковные Таинства. И самое великое и непостижимое из них — таинство Евхаристии. Потому в эту ночь в нашем храме многие причащались.

И только на Пасхальной службе совершается освящение Артоса (по-гречески «квасной хлеб»), означающего общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфору всецелую. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами.

Ну и, пожалуй, один из самых радостных и оживлённых моментов службы — освящение куличей и яиц. Многие постарались и сами напекли домашних куличей; и теперь нарядные куличики выглядывали из лукошек и корзинок, ожидая времени освящения. Церковная традиция окрашивать на Пасху яйца в красный цвет появилась в память о том, как, по преданию, яйцо в руках у Марии Магдалины, поднесённое римскому императору Тиберию, окрасилось в красный цвет в подтверждение её слов о том, что Христос воскрес. Пасхальное торжество не обходится без крашеного яичка. В христианстве Пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная Жизнь; и потому уже в Пасхальную ночь все спешат «похристосоваться», обмениваясь при этом крашеными яичками; а детвору ещё и щедро одаривают сладостями.

В эту Пасхальную ночь радуется вместе с человечеством и вся природа — на всё изливается благословение Божие. Теперь можно и домой идти — разговляться и всем нести благую весть — « Христос воскрес! — Воистину, воскрес!» И сколько же в этом возгласе жизнеутверждающей силы, сколько ликования!

Кириченко Инна Борисовна.